• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: театр (список заголовков)
14:11 

О культурном

Окончание прошедшей недели оказалось богатым на культурные события: театр, кино, интересные тексты и чуть-чуть новой музыки.

В четверг посмотрела *Координатора* в Театре Эрмитаж. Сказать, что меня поразил этот спектакль значит ничего не сказать. Люблю я сюжеты, где незнакомые люди оказываются в замкнутом пространстве, здесь же они выясняли отношения не только между собой, но и с загадочным лифтером, который ни с того ни с сего начинает решать проблемы героев. Причем подход у него оригинальный: он им угрожает, кричит на них, предлагает 40летнему девственнику трахнуть переводчицу, а когда он отказывается это делать, трахает ее сам. Если его что-то вводит его в ступор, то со словами *типичный случай 5613, а у меня даже нет подкрепления* делает глоток из фляжки и с новыми силами бросается в бой. Такая вот шоковая терапия.

Действо на сцене бесшабашно, как и все спектакли в Эрмитаже, я думаю. До чего же хорош харихматичный Олексяк в роли Марлона! С какой страстью соблазняет он Брижитт, с какой нежностью, почти по-отечески уговаривает кандидата на собеседование расстаться с девственностью, и с какой усталостью, с какими дикими глазами, как после секса, он разговаривает с секретаршей!

Секс у него действительно был, но усталость – психолога, который полтора часа проверял людей на прочность, заставляя их сделать хоть что-то достойное. И которому предстоит увидить их еще раз после того, как размазал их по полу и почти размазялся сам. Потому что он – именно тот человек, к которому они шли на собеседование.

Не хочется пока анализировать поведение герое, раскладывая сцены по полочкам. Главный лозунг спектакля: Будь решительнее, черт тебя дери! Усвоен, переходим к следующему пунку программы.

Фильм Мушкетеры в 3D получился не настолько интересным, зато веселым. Таких боевых мушкетеров мы не видели и вряд ли еще увидим. Тут вам и летающие корабли, и сексуальная миледи, и злодей Бэкингем. Фильм-курьез, наводящий на размышления о том, что хорошую историю не испортить никакими экранизациями. И даже с Орлпндо Блумом.

Походы в разные культурные заведения перемежались чтением фиков. О них напишу отдельным постом, но один из них, Мертвая петля, меня потряс до глубины души. После Все что я есть этот – самый точный и самый откровенный из всех, написанных от лица Снейпа. Так получилось, что я его дочитывала под песню Catherine Lara Nuit Magique. Она удивительно подходит к Мертвой петле и едва не выжала из меня слезу – вот как я прониклась!Такое у меня было, когда читала Жизнь после смерти Цыцы. Моя песня к этому фику – Three Wishеs группы The Pierces.

Так вот, в песне о том, как двое провели ночь вместе и расстались на следующее утро. Романтично? Я всегда думала, что нет. Думала, не стоит оно того. И вообще так только проститутки поступают. Оеказалось, что стоит. И еще как. И столкьо в этой песне светлой грусти и нежности, что понимаешь: да, это была любовь. На одну ночь. Но самая настоящая любовь.

Достойно ли себя тратить на такие вот ночи? Наверное, да. Потому что бывает, что они стоят нескольких правильной ханжеской жизни.

Такие вот романтичн-философские выходные получились. Довольна.

@темы: отзывы, ГП, фики, театр

13:21 

О "Трех товарищах"

В последнее время совсем забываю рассказывать о том, что смотрела в кино и театре. Набралось много впечатлений, но самое свежее - вчерашнее, о нем и расскажу! Это были "Три товарища" в Современнике. Пошла их смотреть, начитавшись отзывов, хвалебных и разгромных. И, пожалуй, согласна с последними.

Спектакль знаменит тем, что идет уже десять , роль Пат в нем блестяще исполняет Чулпан Хаматова, а режиссер - Галина Волчек. Вчера, к сожалению, вместо Чулпан играла Светлана Иванова, и она совсем не впечатлила. Не пойму, насколько такой образ Пат - ее, а наколько он - режиссера, но женщина, на которую мы смотрели вчера, была совсем не Пат. Не было ни легкости, ни надломленности, ни естественности, а одна только манерность и капризность. В ее отношениях с Робби не было ни грамма нежности, и при желании она могла бы им верховодить не хуже, чем Эрна управляется с забитым, безумно влюбленным в нее мужем.

Хассе - это постаревший Робби. Александр Ховавнский, тоже давно играющих свою - центральную - роль, слишком истеричен. Он не настолько отрешен от жизни, как Робби книжный, и становится непонятно, почему же он, так остро чувствующий жизнь, безнадежно напивается и не видит для себя будущего. В спектакле он полон сил, энергии, он может и готов действовать, и где же, где же признаки "потерянного поколения"?

Беда всех без исключения актеров - скорость речи. Текста много, и читают они его монотонно, быстро, строка летит за строкой, и важные вещи произносятся походя, акценты делаются не на том, что важно, - их нет вообще. Для меня этот спектакль - сплошь смещенные акценты. Где, где у Ремарка любовь истерическая, зависимая? История Пат и Робби - история двух потерявшихся и нашедших друг друга людей, которые цепляются за любовь как за единственную возможность жить? А ведь кроме Пат и Робби, есть еще проститутки, которых совершенно устраивает их жизнь, хотя они должны бы всей душой ее ненавидеть и мечтать подняться со дна. Есть Фрау Залевски, которая из ушлой ехидны превратилась в степенную матрону. Есть совершенно бледные Ленц и Кестер, которые так же далеки от Робби, как и весь остальной мир. Нет единства, нет той трогательной и честной дружбы, которая в романе - откровение.

Спектакль идет почти три часа, и все это время - это история любви Пат и Робби. Но как бы ни степенно, неспешно эта история ни развивалась, кульминации, то есть смерти Пат, я не дождалась, ее попросту не было. Фактически, смерть Ленца - финальная яркая точка, и в этом-то и парадокс. Весь спектакль нам рассказывали об одном, а в конце резко и непонятно зачем сменили тему, словно вспомнив о том, что история все-таки о другом, и прилепили чужую концовку. Она, эта концовка, пожалуй, лучший момент в спектакле: трое друзей и Пат, счастливые, сидят в непроданном Карле, они молоды, они вместе и без страха смотрят вперед.

Жаль, что Карла ничтожно мало, потому что он играет огромную роль для друзей, он - символ их счастья и стабильности в жизни, четвертый участник их союза. В спектакле прекрасна сцена прощания Кестера с Карлом, и именно поэтому спектакль нельзя назвать провалом.

Я безумно люблю Ремарка. Я почти всего его прочитала (покажите мне кого-нибудь, кто бы этого не делал). И мне обидно, что того, что я увидела в книге, не было на сцене. А ведь это такое счастье - когда твои чувства разделяют.

@темы: театр, отзывы, так

17:04 

О "Кориолане"

Кориолан - это одна из наименее известных пьес Шекспира, в последнее время обретшая популярность. А еще это спектакль английского театра "Донмар", видеозапись которого можно увидеть в кино. Главную роль в спектакле отдана Тому Хиддлстону. А еще... пожалуй, этих трех предложений хватит, чтобы описать вчерашнее действо в "Горизонте".

Хиддлстон прекрасен своими огромными страдающими глазами, но для вояки Кориолана слишком думающий и тонкий. Гэттис снова сыграл Майкрофта, хотя, возможно, это просто амплуа его такое. Остальные много кричали, ревели и страдали и делали это в общем неплохо, кроме Деборы Файндлей. Она играла божественно. Ее заключительный монолог - лучшая часть спектакля.

Трагедия Кориолана в том же, что и Чацкого: оба не умеют лгать и интриговать, не могут предать себя, и по сути второй акт шекспировской пьесы - продолжение "Горя от ума". Только Чацкому у Грибоедова не приходится отвечать за свой выбор, а Кориолану - сполна.

Не хочется длинных рецензий, потому что, во-первых, надо еще пьесу прочитать, а во-вторых, у меня скоро начнется на слова "Хиддлстон". На спектакль я билет купила в декабре в порыве любви к Локи, а сейчас чувства-с поугасли. Да и сам спектакль, если честно, все-таки рассчитан на фанаток (обтягивающие джинсики у мужчин, а потом и вовсе полупрозрачная хламида на Кориолане). Хотя я и не против!

@темы: театр, отзывы, так

13:10 

Принялась тут осваивать МАМТ Станиславского и Немировича-Данченко. Верно же говорят, что до многих вещей нужно дорасти, вот и потянуло меня наконец- то к опере и балету. Потянуло так, что только в этом месяце я побывала уже на Богеме и Майерлинге, а Баядерка, Аида и Вертер только ждут своей очереди.

"Богема" - красивейшая опера о любви поэта и вышивальщицы цветов, а еще - художника и проститутки. Первая история трагична и является основной в сюжете оперы, которая в МАМТе невероятно красочна, многолюдна и ярка. Партию Рудольфа у нас исполнял невзрачный Нажмиддин Мавлянов, не очень похожий на бедного поэта-студента, поэтому в его роли представлялся Роландо Вильясон, и ничего нельзя было с этим поделать! К тому же, рядом с Дмитрием Зуевым Мавлянов явно проигрывает внешне, но вот голос у Мавлянова чудесный, чистый и нежный, его хотелось слушать и слушать!!! Мими была хороша, но и только, а вот Мюзетта... просто ах! Чудный голос и прекрасная фигура, а главное, задор и простота Марии Пахарь покорили только так!

Эта история о романтичной бедности легла на впечатления от писем Ван Гога, но поразила, правда, гораздо меньше. Поэтому лучше расскажу о балете Майерлинг, от которого были мурашки.

Во-первых, Майерлинг - это место, а не имя, как мне думалось вначале (глупа, глупа). Это городишко в Австрии, где в 1889 были обнаружены тела 30-летнего кронпринца Австрийского Рудольфа и его 17-летней любовницы Марии Вечеры. Балет - это история того, что же привело их такому концу.

Во-вторых, премьера его была 3 года назад, но в этом сезоне он номинируется на Золотую Маску (и наверняка ее получит). Балет современный, поставленный в 50-х годах, напряженный, чувственный, со сложной и необычной хорегорафией, огромным количеством поддержек, а еще это балет невероятно сильных эмоций, потому что в сюжете - история об одиночестве, попытках найти любовь и исступленности любви обретенной.

Ну и в-третьих, звездой этого балета считается Сергей Полунин, своенравный, бесподобный, совершенно по праву его называют вторым Нуриевым. Без Полунина не было бы Майерлинга: во всех дуэтах и сольных партиях он обрушивает на зрителей сильнейшие эмоции, будь то одиночество, восхищение или страдание. Страдает он постоянно, ищет и не находит того, что избавило бы его от страданий...хотя в конце-концов, находит, конечно, находит универсальный рецепт, который от страданий избавляет навсегда. Он убивает себя и любовницу.

Композиция балета кольцевая, начинается и заканчивается он сценой на кладбище, любимый мой прием. Вообще даже не балетом я бы это действо назвала, а пластическим спектаклем, потому что для балета слишком, повторюсь, много эмоций, именно чувственности, и много дуэтов, цель которых - показать суть отношений, а не историю, как, например, в той же Богеме или классических постановках.

Фото из Майерлинга

@темы: театр, отзывы, музыка

14:31 

Об "Аиде"

Каким счастьем оказалась вчера новая "Аида" в МАМТе! Как здорово, что мы пошли всей семьей да еще и на премьеру! Сама бы я не решилась, но папа предложил, а у меня не оказалось подарка ни ему на день Рожденья, ни остальной семье на 8 Марта, поэтому отделалась билетами с огромной переплатой, но оно того стоило!

Нам повезло попасть на премьеру этого абсолютно нового спектакль в МАМТе, который поставили Петер Штайн (да, я как-то засматривалась на его балеты и тихо поскуливала от зависти). Спектакль потрясающий по красоте, пластике и сценографии. Декорации, лаконичные и сложные, менялись к каждому акту и подошли бы любой фантастической утопии: в сцене суда, например, на фоне абсолютно черного пространства белели два изгиба ярко-белой, светящейся изнутри , и плывшие по ней судьи казались пришельцами на межпланетном корабле. Много неземного было в этой сцене, много света. Вообще в каждом акте свет сиял то ярко, резко, то мягко и по-закатному и подчеркивал минималистичность декораций и камерность самой оперы.

О том, что Петер Штайн делает акцент на истории трех персонажей, а не на грандиозности постановки, говорится в каждой газетной статье. При этом немецкий режиссер добавляет сцену самоубийства Амнерис, внося еще немного современности в и так до ужаса актуальный любовный треугольник. Не скажу, что эффект потрясает, но точно делает постановку утопически универсальной, зависшей во времени и пространстве.

Невероятным блаженством было слушать Нажмиддина Мавлянова (в образе Радамеса он гораздо выразительнее, чем исполняя Рудольфа в "Богеме"), Анну Нечаеву (Аида), Антона Зараева (Амонасро), Романа Улыбина (Фараон). Мне показалось, что Ларису Андрееву (Амнерис) в первых актах было не слышно, но четвертый, дуэт с Радамесом во Дворце Фараона и сцена с судьями, - стал чистым восторгом! Невероятное напряжение, сильный голос и... ах!

После спектакля - овация, конечно, же! Постановка - близняшка "Майерлинга", стилизованная классика, и это смое верное, самое чудесное сочетание, я люблю это больше всего на свете. Безумно, безумно довольна походом!

Фото

@темы: отзывы, музыка, театр

18:49 

Муки выбора

Моей нерешительности нет предела. Четыре часа. Четыре часа я сидела за и раздумывала, покупать или нет билеты в театр на лето. Нет слов:facepalm: Причем мучилась исключительно из-за того, что придется идти одной, без друзей и прочей компании.

А потом плюнула и купила. На "Сказки Гофмана", "Тангейзер" и "Каменный цветок" в июне и июле, а может, еще и на премьеру "Манон" с - если повезет, - Полуниным решусь. Потому что - ну и что, что одна? Разве плохо я ходила на "Франкенштейна", или "Кориолана", или "Черничные ночи"? Да я даже в Испанию одна гоняла, и ничего. Не с кем впечатлениями поделиться, правда, и чувствуешь себя отделенной от остальных зрителей, но все это не сравнится с удовольствием от зрелища. И плевать, что в театр, как в гости, ходят вдвоем или компанией.

И еще момент, очень важный для меня. На те же "Сказки Гофмана" я поглядываю давно. Почему же мне требуется столько времени, чтобы позволить себе на них пойти? Не ясно, кто будет петь, а идти вслепую не хочется? Но так будет с каждым спектаклем, если хочешь купить билет по адекватной цене, а не у спекулянтов с наценкой за неделю до дня Х. Непонятно, что там еще будет летом? Да ведь я сама его планирую здесь и сейчас! И меня совершенно не смущает, что я покупаю билет за два месяца до спектакля, я и поездки предпочитаю планировать, это ужасно приятно и интересно.

Просто мне сложно решиться на что-то только ради себя. Наверное, я не воспринимаю себя как взрослого, цельного человека, который не просто хочет что-то, но и добивается этого. Я постоянно жду чего-то. Той же любви - жду, когда меня полюбят. Разве так сложно полюбить кого-то и добиваться его? Я сейчас это пиши и удивляюсь: когда это я думала, что захочу кого-то добиваться? А вот, наверное, только такая любовь и бывает стоящей.

В общем, пора заканчивать эти бесконечные муки выбора и делать, делать что-нибудь уже!

@темы: так, театр

15:17 

Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
17:58 

О прекрасном

"Итальянка в Алжире" - must-see вот просто! Такого смешного, веселого и красочного спектакля давно не видела! Артисты все до единого выкладываются по полной, особенно Максим Миронов и Роман Улыбин, они играют так, как не снилось многим театральным актерам, и поют потрясающе! У Миронова красивейший тенор, сам он строен, пластичен и харизматичен и ни на секунду не выходит из образа преувеличенно романтичного вьюноши; внутри у него словно моторчик, и на одном дыхании он отыграл весь спектакль, исполнив несколько красивейших солных партий так, что хотелось слушать только его, чего уж там. Но! Романа Улыбина тоже невозможно не полюбить в роли Мустафы, и не потому даже, что он вылезает из ванны в одних трусах прямо на сцене, одевается в шикарные одежды, исполняя при этом сложную партию (хотя и за это тоже). Видно, что ему, как и Миронову, доставляет удовольствие дурачиться, плясать, веселиться на сцене, и его запал передается тебе просто на раз.

Сама опера - как букет огромных ярких ароматных цветов, который тебе неожиданно суют в руки, раз - и уже с ног до головы окутана его ароматом, цветы лезут в нос, и ты смеешься от радости: как все просто и легко!

Фото

@темы: музыка, отзывы, театр

19:14 

О балете

Пока стивобаки чуть отпустили, могу написать о балете-чуде, на котором была в прошлую пятницу. В МАМТе был вечер одноактных балетов, и хоть каждый из них длился не дольше сорока минут, впечатлений они оставили ворох!

Первым танцевали "Первую вспышку". Он совершенно прекрасен и по пластике и по музыке. На сцене постоянно несколько солистов, и почти все движения выполняли каскадом, а это всегда завораживает! Балет современный, полуконтемп-полупластический спектакль, с непростой и не сразу понятной хореографией, хотя это черта всех современных постановок. Но всегда это - триумф тела, яркость чувств и переживаний, новые возможности и выход за рамки, вседозволенность. "Первая вспышка", мне кажется, именно о зарождении нового, небывалого и необычного. Я влюбилась в концерт для виолончели Сибелиуса, музыка божественна!
Фото

Второй был "В лесу" с чудесными, словно из цветной ртути, костюмами и с чуть меньшим количеством напряжения, чем "Вспышка". Музыку из него слушаю тоже на повторе.
Еще фото


А третий балет... балет испанского хореографа под испанскую музыку со стихами на испанском - как я не умерла от восторга?! "За вас приемлю смерть" откровенный, смешивающий разные эпохи, говорящий ярко и точно о самом главном: о жертвовании в любви. Строфы стиха перемежаются с балетными партиями, и из трех он ближе остальных к классическому балету, к спектаклю даже: в одной из сцен танцоры, одетые в монашеские рясы, вышли с кадилами. Балет этот - иллюстрация истории о безответной любви в средневековой Европы с ее широкими платьями на кринолинах, балами и придворной жизнью, но также и о универсальности этой истории, о том, что "ничто не ново под луной".
И еще

Все три балета невероятно хороши, эйфория не проходит долго, и как же хочется смотреть еще, еще!

@темы: отзывы, театр

11:09 

О "Тангейзере"

Вчера начался мой личный театральный марафон. Так получилось, что в порыве интереса к опере и прочим театральным действам я накупила билетов в театр на июль в таком количестве, чтобы смотреть спектакли каждую неделю и даже чуть чаще. Большинство спектаклей в МАМТе, и первым был "Тангейзер", длинющая опера Вагнера, на которой я побывала вчера.

Посмотреть ее захотелось исключительно из-за красивейших костюмов на фото в анонсе оперы на сайте театра. Сюжет, длительность и даже время начала оказались неожиданностью, и как хорошо, что я добежала до театра к половине седьмого, а не к семи, иначе опять пришлось бы смотреть первый акт из бельэтажа!

Как и Лоэнгрин, еще одна вагнеровская опера, "Тангейзер" основан на немецких рыцарских легендах: горы, замки, тоскующие девицы и волшебство. Тангейзером называют рыцаря Генриха, оставившего род людской ради телесных удовольствий с богиней Венерой. Но у Венеры рыцарю становится скучно, он довольно грубо бросает ее и возвращается на землю. На земле, среди вновь обретенных друзей, начинает превозносить плотскую сторону любви, за что его объявляют грешником и доводят мятущегося рыцаря до предпоследней степени истерики, из-за чего он отправляется в Рим просить прощение у Папы. Папа прощения не дает, у Тангейзера истерика в последней стадии, но прощение для него вымаливает Елизавета, невинная влюбленная в него девушка. Тангейзер умирает прощенным.

В таком пересказе сюжет оперы представляется скорее комичным, чем трагичным (в наше-то распущенное время!:)), но сама опера - как прозрачный хруталь, драгоценный, увесистый и сияющий мощным внутренним светом. Музыка прекрасная от первой до последней ноты, шикарнейшая увертюра, многие арии Венеры, Елизаветы, Вольфрама и других рыцарей невероятно красивы. Постановка в МАМТЕ чудесна, таинственна, полностью передающая дух легенд и сказаний рыцарской Германии: проекция гор на заднем плане, череда ступающих паломников, чьи силуэты чуть размыты, огромная библиотека - буквально от пола до потолка - в замковом зале и, конечно, платья всех без исключения дам!

Единственное, что показалось странным и раздражало, - сам Тангейзер. Ни разу в МАМТе не слышала такого квакающего, отчаянно, почти комично, артикулирующего баритона. Им оказался Майкл Путч, то ли он приболел, то ли просто выучка другая, но пел он очень трудно. Да и сам образ Тангейзера, не могущего найти себе места ни на земле, ни среди богов, постоянно на надрыве, ломающего руки, совершающего много ненужных исступленных жестов, сделася еще почти комичным и избалованным (чтобы не сказать "с жиру бесящимся"). Венера не впечатлила тоже, оказавшись похожа к концу первого акта на лохматую проститутку-скандалистку, заявляющую права на клиента.

Самым лучшим исполнителем оказалась Наталья Мурадымова: живая, яркая, с сильнейшим вокалом и без малейшей наигранности почему остальные не могут петь, кк она!

От оперы осталось много впечталений, и с правильными исполнителями она - восторг!

Фото

@темы: театр, отзывы, музыка

11:43 

О "Буре"

"Бурю" показывают в рамках Летнего театрального фестиваля проекта TheatreHD, то есть - транслируют запись в некоторых российских кинотеатрах. И это именно тот спектакль, который смотреть стоит обязательно, это феерия, красочная, легкая, смешная почти до абсурда! "Буря", сыгранная практически под открытым небом, полностью передает дух эпохи, какой она показана во "Влюбленном Шекспире", и если бы герои фильма ставили не "Ромео и Джульетту", а другую пиесу, то это точно, несомненно, обязательно была бы "Буря".

Спектакль удивительно красив! На сцене - две колонны красного с золотыми прожилками мрамора и два куска того же мрамора, но какую теплую, роскошную атмосферу они создают с первых секунд действа! Остальные декорации - задник в виде кабинетной стены, лестница полированного дерева и чердачок, по сюжету - пещера Просперо - усиливают это ощущение тепла, обжитости и волшебства. Но кто сказал, что сценой можно ограничиться? Герои пьесы разгуливают по партеру, выходят на сцену прямиком из зала, расталкивая бедняг(?) зрителей локтями, трепля их по голове и даже пытаясь на них плеваться. В сцене самой бури вся сцена стала палубой терпящего бедствие корабля, в то время как крохотный макет этого корабля плыл на руках статистов над головами зрителей.

Сам спектакль не так прост - актеры поют, танцуют, карабкаются по декорациям, используют куклы-марионетки и маски, и от этого совершенно пропадает дух приземленности, обыденности, и понимаешь, что и тебя унесло этой бурей на волшебный остров, и становится легко, весело и тепло.

Актеры бесподобны, звезда спектакля, конечно, Колин Морган, исполняюший Ариэля, духа воздуха. Он - существо, он невесом, бесплотен и абсолютно лишен человеческой природы и эмоций на все эти три часа; он летает по сцене, по залу, чуть устает к концу спектакля, но держится превосходно и держит весь спектакль. Конечно, конечно, в сцене танца, он позволяет себе немного слишком эротично не сводить глаз с Фердинанда и даже собственнически притягивать его к себе, почти ревнуя к Миранде, но это - дань его подведенным розовым глазам и общей почти-не-пошлости постановки. И да, когда тебя называют "нежным, деликатным, ласковым", будь то даже хозяин, но и - человек, трудно таким не оказаться в самом деле.

Удивительно красива Миранда, до невозможности похожая на Билли Пайпер, с фарфоровым, кукольными лицом, светлыми кудряшками и боевым характером. Отличный Фердинанд, некрасивый, но обаятельный простачок-блондин, который харизмой затмевает свою некрасивость (Ох, Фердинанд/Ариэль - ОТП этой постановки. Хотя полно намеков и на то, что Просперо таки поебывает Ариэля, вовсе этого не скрывая). Чудесный Калибан, копия Создания из "Франкенштейна", чуть проще, но и чуть отвратительнее. Это он почти плюет на зрителей, он - олицетворение всего низменного в "Буре", он - антагонист Ариэля, и он - драгоценность этой пьесы.

Остальные герои стары для того, чтобы капать на них слюнями, прекрасны все до единого, но лучше всех Роджер Аллам, тот самый Просперо, насылающий бурю и на герцогский корабль, продумывающий и осуществляющий встречу и соединение двух сердец, свое возвращение в Милан и месть брату Антонио, которого тут же великодушно прощает. О том, что "Буря" не только комедия, но и трагедия, напоминает последний монолог Просперо, его последние строки. Желая прощения грехов себе, он просит об их отпущении зрителей, он отдает себя их - нашему - суду и срывает заслуженные аплодисменты.

Кажется, не покривлю душой, если скажу. что "Буря" - лучший спектакль у theatre HD, и какое счастье, что его можно купить на DVD. Его ценность абсолютно точно выше, чем та, что стоит на билете или коробке ДВД.

Фото

@темы: отзывы, театр

10:02 

О "Сказках Гофмана"

Сходила на "Сказки Гофмана" (МАМТ), и не могу понять, что с ними не так. Исполнители отличнейшие (кроме Лилии Гайсиной, не понравилось, как она спела ту самую арию механической куклы), чудесные декорации и костюмы, необычное решение начала и завершения оперы, но чего-то не хватает. И назвать проходной ее невозможно, и восхищаться не получается. Наверное, нет единства места-времени, нет цельной истории, и не ловишь себя на том, что вся - в действии, там, на сцене, с героями.

@темы: отзывы, музыка, театр

10:42 

О "Дон Жауне"

Вот от этой оперы ожидала многого! "Дон Жуан" - последняя премьера этого богатого сезона в МАМТе. Роскошная "Аида" подняла планку достаточно высоко, да и "Майерлинг" не отстает, хоть он и балет . Но и "Дон Жуан" не та постановка, которой бояться конкуренции, не та, чтобы остаться незамеченной. По какой-то странной случайности билеты на великолепный состав можно было купить на сайте театра за неделю до спектакля, и удержаться оказалосьневозможно. Вообще, эта постановка- единственная, которую я слушала до того, как поцти смотреть ее в театр, поэтому внимания обращала не на что, а на как. В моем возрасте пора бы уже перестать задавать вопрос что, когда идешь на оперу. И так получилось, что ожидания мои в общем не оправдались. Но! Я осталась совершенно довольной !

Постановка минималистична и даже авангардна. Из всех декораций - огромная конструкция, с одной стороны которой - нагромождение фортепиано, а с другой - стена дома, сплошь увитая красным виноградом. В ходе действия артисты забираются на самый ее верх, лазают с пианино на пианино, выглядывают из обрамленных красным окон, а Дон Жуан, выдавая себя за Лепорелло, устраивается между двух фасадов, маскируясь в прямом и переносном смысле.

Казалось бы, Дмитрий Зуев - идеальный Дон Жаун: стройный, благородный, щеголеватый. Но то ли потому, что постановки не обкатана, то ли из-за усталости к концу сезона, но роль свою он не прожил, а сыграл. Как будто на поводке ходил все действие, слишком закрытый, растерявший уверенность и харизму. И это Дмитрий Зуев, за плечами у которого Князь Болконский и Евгений Онегин, он же вовсе не новичок и мечтал об этой роли достаточно долго, судя по интервью! Из-за такого исполнения главным героем оперы хочется назвать - а может, так это и есть - Лепорелло (Денис Макаров): вот уж кто был раскрепощен, вальяжен и обаятелен.

Еще одно открытие этой постановки - Наталья Петрожицкая. А ведь я записала ее в антилюбимцев театра! Роль Донны Эльвиры - полностью ее роль, она и выглядела красавицей (этот ее подбородок наконец-то не раздражал), и сыграла прекрасно, и спела так, что я наконец-то услышала ее и даже полюбила! Столько же комплиментов заслуживает Инна Клочко, исполнившая партию Церлины. С сильным голосом и немного опереточной, гротескной манерой играть, она тем не менее чувствовала себя на сцене абсолютно свободно, поймав тот кураж, которого не хватило Дмитрию Зуеву. Очень хотелось бы чаще видеть ее на сцене МАМТа.

Ну и о звезде театра, Хибле Герзмаве. Она восхитительна. На голову выше остальных артистов, слушать ее - изысканнейшее удовольствие. Безупречная игра и мастерское исполнение коронной арии донны Анны - это то, ради чего вообще можно смотреть "Дон Жуана" в МАМТе.

Тем не менее, сама постановка немного сумбурна и тяжела для восприятия. Слишком много движения, суеты там, где можно без этого обойтись (минимализм же!) и в то же время отсутствие важных деталей, таких, например, как в сцене Дон Жуана и Лепорелло во втором действии. Герои должны поменяться одеждой и соответственно, чуть изменить голоса, чтобы выдать себя за другого. Но одеждой они меняются дважды и в конце концов так и остаются в своей, а до голосов вообще не доходит.

На самом деле, эту постановку хочется увидеть спустя, скажем, полгода, когда ее немного почистят и причешут, а артисты полностью овладеют ролями. Потому что "Дон Жуан" слишком хорош, чтобы допускать помарки в его постановке.

Фото

@темы: музыка, отзывы, театр

14:32 

Про последние культурные походы писать не хочется даже, это было настолько чистым, почти физическим удовольствием.

"Травиата" в Большом

"Каменный цветок" в МАМТе

@темы: музыка, театр

12:12 

О "Евгении Онегине"

Вчера закончился мой театральный месяц!На "Онегина " я шла только ради Дмитрия Зуева и Натальи Петрожицкой: хотелось посмотреть, сколько в зуевском Дон Жуане от Онегина, а Петрожицкую просто послушать, в том же "Дон Жуане" она пела удивительно здорово.

Странное дело: слушая первые картины оперы, я чуть ли не зевала, а к последним убедилась, что она совершенно чудесна! Начало показалось сумбурным, суетным и невнятным. Много декораций, ожившие статуи и девушки-крестьянки, снующие как мышки, отвлекали и занимали слишком много места на маленькой сцене МАМТа. Онегина как такового в первом действии очень мало, и он похож больше на мистера Дарси из "Гордости и предубеждения", чем на пушкинского героя. Зуев и правда неплох в амплуа холодного щеголя с красивыми жестами, но почему он кажется таким непохожим на обаятельного Марселя из "Богемы", в которого я почти влюбилась, почему он так слишком скован? Впрочем, во втором действии он все-таки добавил экспрессии в свою роль и достойно, вполне трагично закончил оперу.

У Наталья Петрожицкой очень хорошая Татьяна, и арию с письмом она исполнила блестяще, но почему-то строки о том, что любит Онегина, спела спиной к залу. Впрочем, в этой сцене она пела лежа и на спине, и на боку, и обнимая подушку, и красиво свесив голую ножку с рампы-кровати, и зал был в восторге, по-моему.

Я уже упомянула декорации, их действительно много: белые колонны, чернеющие ко второму акту, гардероб во всю сцену, стремительно появляющийся всего на несколько минут, белые простыни, среди которых Онегин произносит знаменитую отповедь Татьяне, садовая ограда, ограничивающая перемещения героев в первой картине... Все это блестяще, красиво и театрально, но немного громоздко для МАМТа и этой по замыслу Чайковского психологической оперы. Самая лучшая, перехватывающая дыхание сцена - дуэль Онегина и Ленского. Сценография в ней удивительна: и эта рука Онегина, которую он почти готов положить на плечо Ленскому, и выстрел, который он совершает из дальнего угла сцены, и последующий полонез. Просто полонез, колонны и траурный строй, - и напряженный, тонкий и звонкий Онегин. Это напряжение струной останется в нем до конца и значительно его украсит.

Опера действительно достойная, но немного неровная, первое действие тяжелее второго, и может, именно из-за этого таким же неровным осталось впечатление. Тем не менее, отличное окончание этого безумно театрального июля!

Фото

@темы: театр, отзывы, музыка

12:05 

О "Лючии ди Ламмермур"

Какое счастье слушать "Лючию" в МАМТе! Обожаю оперу, обожаю их постановку, обожаю Хиблу в партии Лючии! От того, как она поет, мурашки по всему телу, дыхание перехватывает напрочь, хочется реветь и чтобы ария не кончалась. Не могу представить, как с партией справляются другие исполнительницы Музыкального театра, Лючия Хиблы совершенная: аристократическая, чуть холодная и безумно (в обоих смыслах) трагическая. Знаменитая Il dolce suono, которую все знают по "Пятому Элементу", - чистое наслаждение.

Состав оперы обычно под стать Хибле: Чингиз Аюшеев очень хорош, Энрико Дмитрия Зуева невероятно хорош (полюбоваться) (впрочем, Зуев в любой роли загляденье), а вот Артуро вчера немного подкачал. Эту партию в две строчки обычно исполняет Сергей Балашов (восхититься), делающий своего персонажа карикатурным щеголем, так что получается этакий второй Мальволию с его знаменитыми желтыми подвязками, но с великолепным голосом. Вчера же Артуро пел некий Нестеренко с аистиными ногами, выглядящий как жердь и и поющий примерно так же, то есть совершенно невыразительно, тогда как Балашов устраивал настоящий спектакль из своего появления. Верните Балашова, черти!!!

Я смотрела "Лючию" дважды и наверняка посмотрю еще, хоть с галерки, хоть откуда, эта опера идеальна; может, чуть статична по сравнению с "Аидой" (на взгляд моей мамы), но вот честное слово, мне ее ни с чем не приходит в голову сравнивать. Для меня это опера-откровение, не такая раскрученная, как "Тоска", "Богема" или "Травиата", но очень личная маленькая опера с огромной трагедией.

Красота и восторг

@темы: театр, отзывы, музыка

10:38 

О "Богеме"

На праздниках выбралась с семьей в Большой театр на "Богему".

Хм, на самом деле, это только звучит впечатляюще. В реальности я скорее даже разочарована спектаклем. Не потому что это, на мой вкус, не самая интересная опера ни сюжетно, ни в плане звучания, нет. Да и слова "Большой театр" и "разочарована" почти невозможно представить в одной фразе. Тем не менее, сейчас немного поворчу.

Оперу исполняют замечательные артисты, у нас пели Динара Алиева, прима Большого, а также Ольга Кульчинская, Маттео Липпи и Игорь Головатенко. Голоса замечательные у всех, но Кульчинская единственная приятно удивила: далеко не красавица, она выглядела просто потрясающе в роли Мюзетты, и а ее голос и игра были лучшими в этой опере вообще. Остальные были настолько холодны и отстраненны, что поверить в их любовь не удалось. Алиеву я на сцене видела и знаю, что это просто ее манера держаться: по-королевски, с достоинством и осознавая свою красоту. Но в спектакле позволить себе такое вряд ли возможно.

Вторым пунктом в списке разочарований идет сама Новая сцена. В отличие от помпезного зала Старой, зал Новой выполнен в болотных тонах и лишен какой бы то ни было роскоши, похожий скорее на зальчик дома культуры какой-нибудь провинции, чем на сцену театра номер один в России. Странным для всемирно известного театра мне показалось и отсутствие субтитров на английском, хотя только рядом со мной сидели выводком испанцы и французы.

Про визуальное оформление оперы ничего плохого сказать не могу, такая сказочная и уютная красота - конек Большого. Но поскольку я видела "Богему" в театре Станиславского и знаю, как страстно можно ее исполнять, то при всем старании не могу полюбить "Богему" в Большом.

Фото

@темы: театр, отзывы, музыка

13:48 

О "Джоне"

У расчудесного проекта TheatreHD широченная палитра спектаклей: от шекспировской классики лондонских театров и лучших балетов нашего Большого до артхаусных и откровенных проектов. Я говорю сейчас о пластическом театре DV8 и их премьере John, спектакле, в предупреждениях к которому указываются нагота, обсценная лексика и взрослый контент.

DV8 любят будоражить общество, вытаскивая наружу все неприглядное, неполноценное и странное, от чего мы обычно отворачиваемся, и в своих постановках заставляя это неприглядное ослепительно сиять. Пример можно найти в самом знаменитом их ролике www.youtube.com/watch?v=EayAmhSsBZI, где человек без ног танцует с балериной и их танец не кажется неправильным. DV8 начинали с физических отклонений, превращая эти отклонения в особенности, а затем и в инструмент танца - как ноги для обычных танцоров, только в данном случае инструментом является отсутствие ног. В последней постановке от отклонений физических театр пришел к отклонениям психологическим.

Джон, главный герой спектакля, рассказывает историю своей жизни. Тяжелую, нелицеприятную историю маргинала, в которой через край наркотиков, выпивки и смертей. (То, от чего принято отворачиваться, помните?) Покончив с ней в первой части спектакля, вторую он посвящает описанию своего нынешнего положения и внезапно проснувшейся альтернативной сексуальной ориентации. Действие на сцене теперь разворачивается в гей-сауне и порой может шокировать на самом деле откровенными подробностями.

Но эта история, рассказанная словами, - лишь одна сторона спектакля. Взаимодействие со зрителем у DV8 строится в двух плоскостях: звуковой и пластической. Персонаж на сцене - одновременно актер, проговаривающий текст, и танцор, этот текст танцующий. Текст и танец существуют сами по себе, но и вытекают один из другого; танец иллюстрирует текст, текст рождает танец. Глядя на одного человека на сцене, я видела двоих, и никогда еще театральное действо не было таким объемным.

Пластике танцоров (актеров?) можно петь бесконечные дифирамбы: такое изумительное владение телом почти не встретить. Меня поразил, во-первых, один из монологов Джона, в котором он рассказывает что-то о своей сестре, а тело его движется в такт метроному. И контраст обычной плавной речи и четких, дерганых и вынужденных движений словно пойманного в ловушку тела, - контраст этот поразителен до мурашек. Вторая сцена - танец в сауне из серии тех, что танцуют в клубах. О да, можно закапать слюнями все вокруг: профессиональные танцоры ритмично и расслабленно двигаются под музыку.... градус повышается, мозги уплывают... Или вот диалог на сцене, Джон и какой-то парень в сауне. Они говорят о чем-то серьезном, но когда я смотрю на их контактную импровизацию, на то, как один обращается с телом другого, как со своим, как один перетекает в другого, я почти не воспринимаю их слов.

А со словами своя история: говорят об одном, а слышишь другое. Например, в монологе хозяина гей-сауны о том, сколько дерьма остается в душевых после рабочего дня; о том, как он проходил с дерьмом на плече всю смену; о том, как это дерьмо в душевых оказывается (да, да, откровенности огого сколько!) Но если дерьмо физическое заменить метафорическим, все становится серьёзнее, правильнее и отчаяннее.

И возвращаясь к откровенности. Заявленной в предупреждениях наготы хоть отбавляй: танцоры легко одеваются-раздеваются на сцене, танцуют в повязанных на бедра полотенцах - большей откровенности и быть не может. Но откровенность ли это? Единственным действительно обнаженным персонажем оказывается Джон, чью физическую наготу зрители так и не увидят, но он оказывается открыт до такой степени, что в финальном монологе голос актёра заменяется голосом настоящего Джона, чья история и положена в основу спектакля (verbatim work, называется это по-английски, то есть спектакль, основанный на реальной истории).

Все очень просто. Джон говорит о любви, и грязная, провонявшая жизнь этого бывшего бездомного и наркомана начинает сиять, превращаясь в одно растянувшееся на долгие годы усилие, на долгий зов: "Полюбите меня!" Джон прошел многое и побывал там, где не думал оказаться, и он все еще надеется найти того, кто будет его любить. Ведь мы все, все хотим только этого: чтобы нас любили. И совершенно неважно, кто мы и как проводим наши вечера: в театре или гей-сауне.

читать дальше

@темы: отзывы, театр

12:40 

О "Тоске"

Начну с того, что я таки выжила. Хотя и выжата (хм, сомнительная острота). Работать с детишками здорово, но лично мне тяжело, потому что я почти не могу удержать их внимание, не хватает сил и желания заинтересовать их темой; как на уроке заставить их заниматься уроком, - вот с этим туго.

Ну ладно. Наградой за два с половиной часа мучений стала "Тоска" в театре Станиславского, и это, если честно, второй по фееричности оперный спектакль среди всех, что я пока видела (на первом "Лючия").

Во-первых, "Тоска" стала огромной неожиданностью, и приятной, потому что после пуччиниевской "Богемы" я не ждала от нее роскошной музыки и проникновенных партий, чтобы, знаете, как в "Аиде", что ни ария, то шедевр. И совершенно напрасно. Помимо знаменитейшей томительно прекрасной арии Каварадосси и не менее знаменитой Vissi d'arte в опере несколько тем (удивительно современных), от которых просто мурашки. Музыка красивейшая вся совершенно, от начала и до конца, она льется, и льется, и льется, и ты зависаешь как муха в янтаре, и три акта каждый длиной в час смотрятся на одном дыхании!

Во-вторых, как и в "Богеме", в "Тоске" много речитатива. Но сюжетно этот речитатив вписан в оперу идеально. Потому что она вообще по композиции ближе к произведениям более современного искусства, кино или тем же мюзиклам (понятно, что мюзиклы пошли от оперы, но все же). Весь второй акт - это вообще только диалог Тоски и Скарпиа, который даст фору самой лучшей сцене любого детективного фильма, а мне напомнил сцену допроса Фролло и Эсмеральды из "Notre-Dame de Paris": напряжение огромнейшее, психологии море, и театральности в ней больше, чем оперности. Заколов Скарпиа, Тоска в последний раз обращается к нему: "И это - тот, перед которым трепетал весь Рим!" и строку этувообще проговаривает, а не пропевает, и есть в этом что-то шекспировское. "Тоска" - наиболее прогрессивная опера из всех с тем самым единством места-времени-действия, которое повышает градус драматичности до необозримых высот, "включая" зрителей в действие.

На исполнителей в МАМТе жаловаться не приходится почти никогда. Наталью Мурадымову люблю, она спела превосходно, Нажмиддину Мавлянову удались, на мой взгляд, все пассажи Каварадосси, кроме главной арии, а Алексей Шишляев в роли Скарпиа - главное открытие вчерашнего похода. Он идеален в роли мучителя, этакого вальяжного, демонически привлекательного злодея (Фролло, в общем. Из него бы получился идеальный Фролло).

"Тоска" очень зрелищная. Очень. Идеальный вариант, чтобы пощекотать нервы, в общем. Если захочется расслабиться и сбросить лишний адреналин, забудьте об ужастиках и триллерах, идите лучше на "Тоску".

Фото

@темы: музыка, отзывы, театр

13:35 

О "Доне Карлосе" в Большом

В субботу был мой день рожденья, а в воскресенье я попала в Большой на "Дона Карлоса" с Марией Гулегиной, и это один из роскошнейших подарков, который только можно получить.

"Дон Карлос" - самая длинная опера Верди ("Сам композитор иронизировал по этому поводу: «Наконец я стал почти идеальным вагнерианцем»" - цитата с сайта БТ), и именно из-за этого история ее постановок ужасно запутана. Существует три редакции оперы: одна из пяти актов с балетом, другая из четырех актов и третья, состоящая из четырех актов с прологом, но без балета. Версия Ковент-Гарден, в которую я влюбилась, - постановка оперы в смешанной редакции (к слову, эта же версия идет в Мариинском театре), а Большой выбрал для постановки редакцию вторую, но масштаб действа при этом ничуть не уменьшился. "Дон Карлос" сам по себе очень многоплановый спектакль: политический конфликт тесно переплетен с любовным, а действие разворачивается на фоне конкретных исторических событий, так называемой Последней Итальянской войны (1556 г.), в ходе которой Франция и Испания заключают перемирие после многолетней грызни за европейское главенство.

Говоря о постановке Большого, начать хочется с воздушных и вместе с тем монументальных декораций. Пространство оформлено таким образом, что сцена и впрямь становится огромной дворцовой залой: уходящие в перспективу каменные панели создают ощущение глубины, притом что и сама сцена действительно увеличивается едва ли не вдвое. В массовых сценах сожжения еретиков или явления Филиппа II такой размах добавляет торжествености и пышности.

И декорации и костюмы выполнены в мрачных, темных тонах, соответствуя общему духу обреченности самой оперы. Как раз таки в отличие от Ковент-Гардена, в постановке Большого Елизавета и Карлос не встречаются в Фонтенбло, а к началу оперы давно уже мучаются от невозможности быть вместе. Костюмы, конечно, роскошные и совершенно в духе испанских традиций 16 века, поэтому погружение в мрачную историческую действительность полное.

Исполнители 8 февраля были прекрасны все до единого, кроме Гектора Сандоваля, молодого мексиканца, исполнявшего партию Карлоса. После Виллазона трудно представить в этой роли кого-то столь же харизматичного, но у Сандоваля оказался слабоватый лирический тенорок, немного не вязавшийся с образом благородного, храброго, но несчастно влюбленного королевского сына. В партии Елизавета пела Вероника Джиоева, обладательница восхитительного глубокого сопрано, а меццо-сопрановскую партию Эболи исполнила сопрано Мария Гулегина. Гулегина поразительна, она - будучи одна на сцене - спокойно держала весь зал Большого и после знаменитой "O don fatale" сорвала заслуженную овацию.

Баритонам и басам тоже хочется петь дифирамбы: Игорь Белосельский, Игорь Головатенко, Вячеслав Почапский - это те, на кого стоит идти на любой спектакль не раздумывая. Головатенко вообще в роли маркиза ди Позы затмевает Сандоваля, рядом они смотрелись смешно, но зато без гейских намеков Виллазона и Кинлисайда.

Несмотря на некоторую затянутость, "Дон Карлос" остается настоящей вердиевской оперой с целой россыпью красивейших арий и мотивов. В скрипичное соло из "Ella giammai m'amo" невозможно не влюбиться, в этом мотиве - вся любовь и тоска Филлипа, вынужденного быть жестоким к Элизавете. Человека, чье сердце так страдает, невозможно считать злым гением, он такая же жертва долга, как и Карлос, и сама Елизавета. Карлос и Филлип не антагонисты, но соперники, и, на мой взгляд, учитывая глубину этого персонажа, опера вполне могла бы называться "Филлип II".

Версия Большого вполне классическая, основательная и добротная. Для счастья больше и не надо!

Фото

@темы: музыка, отзывы, театр

Кофе с корицей

главная