Vasusa
Начну с того, что я таки выжила. Хотя и выжата (хм, сомнительная острота). Работать с детишками здорово, но лично мне тяжело, потому что я почти не могу удержать их внимание, не хватает сил и желания заинтересовать их темой; как на уроке заставить их заниматься уроком, - вот с этим туго.

Ну ладно. Наградой за два с половиной часа мучений стала "Тоска" в театре Станиславского, и это, если честно, второй по фееричности оперный спектакль среди всех, что я пока видела (на первом "Лючия").

Во-первых, "Тоска" стала огромной неожиданностью, и приятной, потому что после пуччиниевской "Богемы" я не ждала от нее роскошной музыки и проникновенных партий, чтобы, знаете, как в "Аиде", что ни ария, то шедевр. И совершенно напрасно. Помимо знаменитейшей томительно прекрасной арии Каварадосси и не менее знаменитой Vissi d'arte в опере несколько тем (удивительно современных), от которых просто мурашки. Музыка красивейшая вся совершенно, от начала и до конца, она льется, и льется, и льется, и ты зависаешь как муха в янтаре, и три акта каждый длиной в час смотрятся на одном дыхании!

Во-вторых, как и в "Богеме", в "Тоске" много речитатива. Но сюжетно этот речитатив вписан в оперу идеально. Потому что она вообще по композиции ближе к произведениям более современного искусства, кино или тем же мюзиклам (понятно, что мюзиклы пошли от оперы, но все же). Весь второй акт - это вообще только диалог Тоски и Скарпиа, который даст фору самой лучшей сцене любого детективного фильма, а мне напомнил сцену допроса Фролло и Эсмеральды из "Notre-Dame de Paris": напряжение огромнейшее, психологии море, и театральности в ней больше, чем оперности. Заколов Скарпиа, Тоска в последний раз обращается к нему: "И это - тот, перед которым трепетал весь Рим!" и строку этувообще проговаривает, а не пропевает, и есть в этом что-то шекспировское. "Тоска" - наиболее прогрессивная опера из всех с тем самым единством места-времени-действия, которое повышает градус драматичности до необозримых высот, "включая" зрителей в действие.

На исполнителей в МАМТе жаловаться не приходится почти никогда. Наталью Мурадымову люблю, она спела превосходно, Нажмиддину Мавлянову удались, на мой взгляд, все пассажи Каварадосси, кроме главной арии, а Алексей Шишляев в роли Скарпиа - главное открытие вчерашнего похода. Он идеален в роли мучителя, этакого вальяжного, демонически привлекательного злодея (Фролло, в общем. Из него бы получился идеальный Фролло).

"Тоска" очень зрелищная. Очень. Идеальный вариант, чтобы пощекотать нервы, в общем. Если захочется расслабиться и сбросить лишний адреналин, забудьте об ужастиках и триллерах, идите лучше на "Тоску".




@темы: музыка, отзывы, театр