14:53 

О "Контрабасе"

Vasusa
В спектакле МХТ им.Чехова «Контрабас» сошлись два выдающихся явления нашей жизни: классическая музыка и Константин Хабенский, и уже только за это благородно изысканное сочетание спектакль стоит увидеть.

Точнее, «Контрабас» - моноспектакль, потому что почти два часа на сцене, - Основной, не Малой даже, - Хабенский один. При этом оторваться от действа невозможно. Он здесь играет на бутылках, выстукивая что-то из Моцарта, на мусоропроводе, даже на контрабасе! А еще клоунадит в лучших традициях экспрессии Филиппенко: то пытается пальто стянуть через голову, то ходит с павлиньими перьями на спине, то стирает костюм и тут же его мокрый надевает, то просто донельзя смешно пародирует Вагнера. При этом его перевоплощении даже сердце замирает, потому что в глазах Хабенского нет-нет да и промелькнет дьявольщинка, но и тут же исчезнет. На самом деле, в программке заявлен жанр спектакль: трагифарс, но какая же это трагедия? Фарс чистой воды!

Хабенский играет роль нелепого, неуклюжего и чудаковатого Контрабасиста, и сначала вообще может показаться, что режиссер Глеб Черепанов поставил спектакль не по пьесе-монологу Патрика Зюскинда, а по главе из книги Владимира Зисмана "Об оркестре и его задворках" – столько баек выдается на-гора. Анекдот про то, в чем разница между гробом и контрабасом (у гроба покойник внутри), правда, висит в воздухе, но и без него смешно.

«Контрабас» – портрет маленького человека?
Но при этом, конечно, комизм Хабенского - это так, вишенка на торте и манок для падкой на комедии публики. Контрабасист рассказывает о своей жизни, о работе в оркестре и о своем контрабасе. Начинает с того, что превозносит его, но постепенно выясняется, что на самом деле почти ненавидит, хоть и привязан к нему на всю жизнь. Контрабас, по сути, и является символом его незначительного и жалко-комичного существования. До такой степени жалкого, что даже не хватает смелости привлечь внимание сопранистки Сары (утонченной Ольги Ворониной), которая поет в том же оркестре и в которую контрабасист влюблен как школьник: даже на холодильнике выводит красным ее имя. Кажется, что он - классический пример "маленького человека", которого так часто описывают в литературе.

«Контрабас» – портрет твари дрожащей или право имеющей?
Вот только в финале спектакля оказывается, что этот «маленький человек» дорастает до другого известного литературного образа. Черепанов, всмотревшись пристально во вроде бы нелепого персонажа, видит в нем душевные глубины «твари дрожащей». Тварь тварью, но имеет право? А имеет! И надпись на холодильнике превращается из символической в страшно настоящую, потому что вот она, сопранистка Сара, любовь жизни, - в этом холодильнике, убитая и уложенная по кускам на полки, зато навсегда его.

Финал спектакля трагичнее, чем в пьесе Зюскинда. Он переворачивает все действо с ног на голову, и примерещившийся дьявольский огонек глазах Контрабасиста уже не кажется примерещившимся, а он сам - нелепым неудачником. Жутко делается от того, над чем смеялся минуту назад, и бросает в дрожь, когда понимаешь, что смеялся ведь не над смешным, а над страшным. И приходит осознание, что если терпеть всю жизнь, когда-нибудь обязательно не выдержишь и натворишь таких вещей, на какие и сам себя способным не считал.

«Контрабас» – портрет любого из нас?
А ведь у нас у каждого такой контрабас. Комплексы, от которых годами избавиться не можем. Мечты, которые остаются всегда только мечтами. Нелюбимая работа, от которой тошнит, но на которой упорно высиживаем с девяти до шести. Вот это все - это путается у нас под ногами, постоянно лезет на первый план, мешает жить. Почему мы продолжаем скрипеть на инструменте, который терпеть не можем? Почему мы, как Контрабасист, всего лишь только загадываем, как что-то изменим, но не делаем ничего?

По Зюскинду, у нас, придавленных своими контрабасами, есть выбор. По Черепанову – уже нет. Только и остается что оплакивать судьбу и мечтать – опять только мечтать! – о свободе. «Lascia ch'io pianga la cruda sorte» кротко и ангельски нежно выпевает живая Сара в эпилоге спектакля под аккомпанемент Контрабасиста.

Фарс? Нет. Трагедия.


Фото Екатерины Цветковой

@темы: отзывы, театр

URL
   

Кофе с корицей

главная