19:49 

Vasusa
Вчера мне посчастливилось побывать на предпремьерном показе "Бунтарей" в МХТ! Это новый спектакль на Малой сцене молоденького режиссера Александра Молочникова, который покорил меня своим "19.14". "Бунтарей" я очень ждала, и они все ожидания оправдали - спектакль получился изумительным!

Молочников снова вытаскивает на свет забытую тему, и не одну на этот раз. Его новый спектакль о бунтарях, тех, кто шел против системы и кто сделал это неподчинение жизненной позицией - о народоволььцах, декабристах и неформалах 80-х. И те и другие не могли молчать, когда молчали все вокруг, и те и другие сейчас благополучно канули в Лету.

Спектакль оформлен как советский квартирник рок-музыкантов. На сцене - нагромождение предметов: старые лыжи, пузатый холодильник, лампа с оранжевым абажуром, какие-то столы, стулья, шкафы. И нагромождение персонажей: рокеры в мундирах, декабристы в черных очках, дворяне, напевающие "Брич-Муллу", Пушкин в исполнении Сиятвинды наворачивает на роликах круги вокруг Александра I. На белый задник проецируются кадры из "Музыкального ринга". Эпохи перемешаны: Пестель, Пушкин, Маркс, Гребенщиков, Нечаев, Перовская, Иванов, Николай Первый, Кинчев соседствуют в спектакле, - эпохи переходят одна в другую, сквозь прошлое просвечивет настоящее, и кто бы спорил об актуальности действа.

В центре сюжета - история декабристского восстания, а затем деятельности первых народовольческих террористических организаций. Каждый раз все новые и новые попытки, и каждый раз они вроде бы ни к чему не приводят. Декабристов не хотят слушать, народ не хочет освобождаться, дух протеста уходит, сменившись духом коммерческим, верные товарищи предают, а главное - что система-то работает. Всегда - всегда! - бунтари будут уничтожаться, в чем бы их бунт ни заключался, и в этом-то и заключается стабильность. Стабильность, вы же понимаете намек! И хотя Молочников не встает ни на чью сторону (монолог Александра 1 же пронзителен, как и Рылеева), а просто отдает оммаж этим "безнадежным и прекрасным" бунтарям, становится ясно видно, как потихоньку, с каждой попыткой перемены делаются все ближе и ближе.

Спектакль многолюдный, шумный, хулиганский, с несколькими матерными словечками, но ни в коем случае не "адский трэш", как его назвали в одной из рецензий. Вернее, под это описание подходит только одна сцена, в которой актеры устраивают бессмысленный с виду перформанс, прохаживаясь по сцене полуголыми или изображая кентавра, - но даже в нем мелькает Малевич и отсылки к современной культуре.

Капустником или студенческим спектаклем его тоже назвать нельзя. Да, большинство актеров молодые и играют по несколько ролей, да, действие схематично, как и в "19.14", но играют так, что сердце замирает. Два часа я вчера просто наслаждалась великолепной игрой и великолепными диалогами, которые тебя зачаровывают, как фокусник - змею, и ты приходишь в себя, только когда артисты выходят на поклон. Не оторваться! Прекрасен Денис Бургазлиев, Александр Кузнецов (их общая сцена - конфетища! Террорист Нечаев попдает к Николаю I, Нечаев удивляется, что за звук, Николай сообщает, что это его, Нечаева, кости ломаются, "а это - коленная чашечка, хотите продолжить, может, еще по чашечке?"), Павел Ворожцов, Быстров, конечно же! Он, кстати, сверкал кольцом на правой руке, хм...

Спектакль этот снова из серии "история для чайников", снова Молочников высказывается о событиях, которые сейчас актуальны как никогда. Оба его спектакля надо смотреть, конечно же, в связке. Как хорошо, что "19.14" у меня 5 января! Это как наркотик, честное слово.





И напоследок человек-волк

@темы: отзывы, театр

URL
   

Кофе с корицей

главная