Vasusa
На спектакли Коляда-Театра хотела пойти по двум причинам: поглазеть вживую на Олега Ягодина, в которого влюбилась после "Орлеана", и для общего развития, чтобы понять, почему этот театр создал вокруг себя такой ажиотаж. Решила посмотреть "Маскарад", "Гамлета" и "Большую Советскую энциклопедию". Последнюю - ради чистоты эксперимента, потому что Ягодин в ней не играет.

На "Маскарад" попасть не удалось, а подруги, с которыми хотела пойти, ушли после первого действия: не вынесли треша. Я насторожилась, потому что подруги умненькие, в театр не в первый раз попали и, как мне думалось, были готовы к театральным экспериментам. Эх, надо было их предупредить, что они увидят! А так они в возмущении мне потом рассказывали, что на сцене голые попы, канкан и сплошные геи, и как вообще людям такое нравится!.. То есть, пипл хавает, но я-то не пипл! После таких слов, если честно, "Гамлета" ждала еще с большим нетерпением. То ли из духа противоречия, то ли из любопытства. И "Гамлет" не подкачал.

Такого разудалого "Гамлета" мог бы поставить Кустурица, вдохновившись Цирком дю Солей и перенеся действие во вселенную Кин-дза-дза. Действо получилось музыкальное и гипнотическое, оторваться ну просто невозможно! Гертруда (с огромным накладным животом), Офелия, Клавдий - в ошейниках с поводками, Гамлет - тоже, но еще в трениках и юбке. И с терновым венцом. Слуги, леди и шуты - в растаманских шапках. Дух отца Гамлета, которого играет сам Коляда, вообще похож на старенького Купидона в шотландской юбочке. Вокруг этого шалмана - картины в золоченых рамах, и Джоконде достается больше всех: ее похотливо оглаживают, а потом вообще зашивают красной ниткой рот и выкалывают глаза.

И вот это все безобразие скачет, прыгает, ползает с высунутыми языками под бодренькую музыку, да что там - знаменитый монолог Гамлет произносит под аккордеончик! Гамлет, кстати, единственный островок осмысленности в этом болоте первобытности. Но и у него уже взгляд дичает, теряет осознанность (дикий взгляд Ягодина - это что-то!), он уже почти не здесь. Ягодину с его узнаваемой интонацией и сиплым голосом замечательно удается играть отстраненность, цинизм, но в его Гамлете цинизм скорее от усталости, от бессилия. Он уже почти ничего не может против окружающего мрака и на месть решается из интереса, чем рассчитывая на нее как на способ что-то изменить. Ему наплевать уже на все, отчаяние не совсем в нем угасло, он иногда возмущен, как ребенок, но ничего не сможет уже.

Спектакль поражает. Не знаю, впечатлил ли бы он меня так, будь на месте Ягодина другой актер, но увидеть зрелище своими глазами, почувствовать его - это однозначно стоит сделать. Тем более что кроме Ягодина (оказывается!) в Коляда-Театре много прекраснейших актеров! Антон Макушин, например, роскошно играющий мерзавца Клавдия; Антон Бутаков, давший надрыва в роли Лаэрта; и, конечно, Ирина Ермолова в роли Гертруды.

На нее мне удалось посмотреть еще и в "БСЭ", и перевоплощение из безвольной царицы в "сельпо" с умственными отклонениями - это шедевр! Я еще посмотрела видео с ней в роли Бланш из "Трамвая Желание", и утверждаю: она великая артистка, такой игры я у нас ни в одном театре не видела! Многократное браво, она "заслуженная" совершенно заслуженно!

"Большая Советская Энциклопедия" - "нормальный" (без треша, если не считать того, что героиня Ермоловой какает на сцене :) ), камерный спектакль на трех актеров. С удовольствием посмотрела его, не впечатлилась так, как ожидала, но и против сказать не могу ничего. Спектакль крепкий, сложный, умный, по пьесе Коляды. Актеры играют феерически, никакой провинциальностью не пахнет. Это вообще главная черта Коляда-Театра, об этом говорили в видеоотзывах зрители: энергетика так и прет! Выкладываться так на спектаклях - что же им самим остается?!

Нарочно пишу отзыв сейчас, подводя итог знакомству с Колядой, потому что и после "Гамлета", и вчера просто по рукам себя била, чтобы не купить билетов на другие спектакли! Нельзя ходить в театр каждый день, нельзя! Самое прекрасное (кроме Ягодина) в нем - это дух уюта, простоты, самодеятельности на спектаклях без малейшего намека на самодеятельность. Яркий, безумный, сумасшедший, нестандартный, который нельзя проанализировать, а можно просто полюбить или нет. Я полюбила.




@темы: отзывы, театр