12:52 

"Прошлым летом в Чулимске"

Vasusa
"Прошлым летом в Чулимске" - последняя пьеса Александра Вампилова, написал он ее за год до смерти. Писатель утонул в Байкале, и этот факт - первое, что вспоминается, как только заходишь в зрительный зал МХТ: сцена выше чем по щиколотку заполнена водой. Перемещаться по ней можно лишь по хрупким деревянным мосткам, словно подвешенным между двумя стихиями - воды и ярко-голубого неба, и это ощущение пространства, природной силы охватывает еще до того, как спектакль начнется. Это ощущение в одну секунду переносит зрителя из душного, суетного мегаполиса в далекий поселок, затерянный где-то в тайге.

Такое сценическое решение Сергея Пускепалиса, поставившего спектакль, иллюстрирует главную, на мой взгляд, тему пьесы: упадок духовности и полное равнодушие к жизни в российской глубинке, которая в то же время может быть и любым российским городком, да даже и мегаполисом. Вода символизирует ту силу, которой сложно противостоять - а вспоминая трагическую судьбу самого драматурга, то и вовсе невозможно. Стоячая вода в спектакле - это болото бездуховности, которое затягивает всех и из которого не вырваться. Ничего больше и не остается жителям Чулимска, кроме как выпивать, бездумно препираться или так же бездумно изменять.

Все персонажи в спектакле - это люди, с которыми мы пересекаемся каждый день. Недалеко ведь ушли от советской эпохи. От этого чувство узнавания и сопричастности действию еще глубже. Роль усталой, замученной жизнью буфетчицы Хороших замечательно, на разрыв играет Наталия Егорова. По ходу действия, когда волна бед поднимается все выше и выше, все больше сочувствуешь этой повидавшей жизнь женщине: ведь со всем ее опытом она оказывается беспомощной перед теми, кого любит. Беспомощен и бухгалтер Мечеткин в комическом исполнении Станислава Дужникова. Бюрократ и зануда до мозга костей, он палец о палец не ударит, чтобы помочь промысловику Еремееву с оформлением пенсии, но устройством личной жизни занимается весьма ретиво. Тем же занята и аптекарша Кашкина. Ее играет потрясающая Юлия Чебакова, создавшая образ простой, приземленной женщины, не гнушающейся ничем ради своего женского счастья. Потрепанный жизнью следователь Шаманов (мужчина в расцвете сил, но с потухшим взглядом, роль которого исполняет Никита Зверев) и тот плывет по течению - а ему всего-то чуть за тридцать! Даже Пашка (нагловатый и норовистый в этой роли Игорь Хрипунов), хоть и пытается вырваться из этого затягивающего болота, но так же глух к миру, как и остальные, да еще и живет по понятиям.

Все эти персонажи, с их интригами, мелочными заботами и бездействием, утягивают зрителя на дно загнивающего болота апатии и безразличия. Но тем не менее воздуха в спектакле много, есть чем дышать благодаря задумке художников, которые создали на сцене огромное, вольное пространство уходящего вверх неба. И благодаря, конечно, главной героине пьесы, Валентине. Ее играет воздушная (какое точное попадание в образ!), хрупкая внешне Яна Гладких. Ее героиня с двумя смешными хвостиками на голове и в ситцевом платье в цветочек по-детски наивна, в ее речи нет намеков или игры интонацией - ей это не свойственно. Она проста и искренна в том, что делает и что говорит. Но главное, Валентина обладает удивительной внутренней силой и единственная противостоит общей скуке и бездействию, охраняя палисадник с цветами от вытаптывания, а душу - от умирания. Своей влюбленностью и по-юношески максималистским желанием хоть что-то изменить она буквально вдыхает жизнь в Шаманова, давая ему надежду на возрождение. И даже после попрания своих идеалов Валентина по-прежнему не сломлена и продолжает свой кропотливый, незначительный, но такой нужный труд. Вот он - воздух, так нужный жителям Чулимска и всем нам, чтобы продолжать жить.

Никакого пафоса в спектакле Пускепалиса нет. Наоборот, являясь точным отражением нашей жизни, он полон комического и трагического, и на резкий переход из одной эмоции в другую зрителя цепляют, как бабочку на булавку: ком в горле обеспечен. Но и катарсис - тоже, потому что после спектакля, дающего столько надежды, на душе так легко и светло! Хочется обнять весь мир, хочется творить, жить, любить и верить! Потому что понимаешь главную мысль спектакля, очень простую: доброта, духовная красота и вера в лучшее - это то, на чем держится наш мир. И будет держаться всегда, несмотря ни на что.

Когда опускаются руки, когда заедает повседневность со всеми страшными событиями, растиражированными в интернете и по телевизору, когда сбиты все моральные ориентиры, - сходите посмотрите "Прошлым летом в Чулимске" в МХТ. Пьеса Вампилова оказалась глотком свежего воздуха в период политического застоя СССР, а спектакль - как глоток свежего воздуха сейчас, во время застоя духовного. Может быть, сейчас глоток этот нам даже нужнее.


Фото Екатерины Цветковой

@темы: театр, отзывы

URL
   

Кофе с корицей

главная