18:26 

О "Человеке-подушке"

Vasusa
Квест по завоеванию бесплатных билетов в МХТ выполнен, ура! Со второго раза, правда, но зато уж на сто процентов была уверена в победе. В конкурсе и участвовала, собственно, ради этих самых билетов. 13 мая, если не случится форс-мажора, буду смотреть "Человека-подушку"!!!

UPD: Форс-мажор таки случился. Как знала, что ничего заранее ни говорить, ни писать нельзя о планах. Прямо накануне похода в театр у Барсеньки случился приступ цистита. Слава богу, сейчас все прошло, кошка нормально себя чувствует, лекарства даются с переменным успехом. Но театрального настроения в тот день не было.

"Человека-подушку" хотела посмотреть давно, слышала хорошие отзывы, но подруга, прочитав пьесу, удивлялась и возмущалась описанным в ней жестокостям (что нормально, потому что именно такие обвинения - в чрезмерной жестокости его рассказов - предъявляли главному герою пьесы Катуриану на допросе). Поэтому я была готова к тому, что спектакль окажется тяжелым. И странное дело, хотя пытки и разные страшные подробности случаются почти каждые пять минут на протяжении почти трех часов спектакля, тяжкого впечатления он после себя не оставляет.

Вообще, наверное, это пока единственный спектакль, над которым я долго раздумывала. Мне сложно даже сейчас сформулировать, о чем он. О самопожертвовании? О писательском долге? О природе преступлений? Обо все этом - и кое о чем еще. Тема Иисуса здесь, мне кажется, главная. Тема любви. Искупления. Всепрощения. Всегда должен быть кто-то, кто избавит от страданий, кто возьмет наши страдания на себя, кто будет страдать вместо нас, за нас. Писатель это будет, любящий брат, Человек-подушка или мессия - неважно. Когда остаться в живых - плохой конец, а умереть - хороший, когда привычные категории добра и зла оказываются спрятаны под масками общественных устоев, законов и привычек, вот тогда нам и нужны такие пилюли, как "Человек-подушка".

Этот спектакль из ряда крепких, сильных и психологичных постановок, после которых из зала выходишь с перепаханной душой. Непросто смотреть на то, как в комнате с кафельными стенами полицейский бьет, а потом прицепляет электроды к невиновному человеку, а из-за сцены доносятся душераздирающие крики. Нелегко слушать, как издевались злые родители над девочкой, которая хотела быть, как Иисус. Но мхатовский спектакль элегантен и изящен, насколько это только возможно. Действо на сцене настолько схематично, театрально, что страшные слова оказываются словно камни, обернутые в бархат. Глазам не страшно, пока такой камень в голову не прилетит.

Постановочно просто чудесно сделан рассказ Катуриана о Маленьком Иисусе. Девочку прибивают к кресту - и из ее ладоней разворачиваются до земли алые ленты. Катуриан рассказывает, как измываются над ней родители, и играет с девочкой в салки, ей его никак не поймать, вот он опять "в домике". Когда в рассказе по щеке у девочки скатывается одна-единственная слеза, девочка выходит с этой пластиковой слезой в руках, похожей на прозрачный воздушный шар, и с помощью Катуриана цепляет ее, словно елочную игрушку, под потолком. Я едва не рыдала на этом моменте, не пойму, от восторга или от грусти. А потом замученная девочка, которую родители готовы заколоть спицей, как Иисуса на кресте, отвечает на их рефренный вопрос: "Ты все еще хочешь быть, как Иисус?" - "Я и есть Иисус, козлы!". И я понимаю: это - лучшее, что я вообще видела в театре.

Этот спектакль без лишних наворотов. Только свет, звук, декорации и прекрасные актеры. Не могу представить, как им удается выдержать такое напряжение без изменений психики. Труднейшую психологически роль Катуриана Анатолий Белый играет уже почти десять лет. Играет блистательно. Мне повезло сидеть на первом ряду и видеть систему Станиславского в действии и могу сказать, что эта роль - лучшая у Белого. (Хотя это я еще "Мастера и Маргариту" с ним не смотрела.) Слезы в его глазах, вряд ли заметные с десятого ряда, появлялись не раз, и именно за это я люблю театр и партер.

В "Человеке-подушке" отлично играет умственно недоразвитого Михала Алексей Кравченко, не выходит из роли ни на минуту. Хориняк отличный тоже в роли быдловатого полицейского, который выдает почти Гамлета в финале. А Сергей Сосновский! У меня нет слов, какой он шикарный! Его монолог про дебильного китайчонка на железнодорожных путях - это феерия. Зал хохочет, захлебываясь. И в этом - чистейшая театральная манипуляция: дав зрителям посмеяться, снять напряжение, режиссер (на минуточку, Серебренников) и актеры выдают такого ужаса и надрыва, что мурашки по коже и дыхание замирает. Но манипуляция эта мастерская, претензий нет, сами напросились, дайте еще!

Единственный покоробивший момент - не всегда уместный мат. Когда матом не ругается, а разговаривает Ариэл - это вполне понятно. Но, на мой вкус, ровно одного "блядь" хватило бы Белому на весь спектакль, он слишком аристократичный, чтобы ругаться чаще. Хотя это Макдонахова пьеса, чему я удивляюсь.

Пожалуй, это еще один спектакль must-see в МХТ. На него всегда аншлаг совершенно справедливо, огромное счастье, что он вообще еще идет, за девять лет можно и выдохнуться. Вот он, старый добрый настоящий театр. Идеальный.

фото
запись создана: 13.04.2016 в 16:39

@темы: отзывы, театр

URL
   

Кофе с корицей

главная