Vasusa
С разницей в один день посмотрела два спектакля по Шекспиру, правда, очень разных. "Сон в летнюю ночь" в театре Фоменко и премьерный "Макбет" в МХТ. К обоим есть претензии и вопросы, сравнивать не буду, но немного поворчу.

"Сон" - второй спектакль, который в театре Фоменко видела, и не скажу, что хочется смотреть остальные. Мне в их спектаклях не хватает игры, эмоций. "Сон" не тронул совершенно, прошел мимо, хотя и получил на днях Золотую маску, и все его сравнивают с глотком шампанского и вообще от него в восторге. А я увидела в нем не столько игристость, сколько усталость и неровность. Пьеса в пьесе про Пирама и Фисбусю в разы смешней основного действа, но ей и положено, это чистая умора. Маститые артисты играют словно через силу, про молодых не могу ничего сказать, играют и играют. Ирина Горбачева смешная, Амбарцум Кабанян притягивает взгляд, но все так ровно! Нет искры, нет драйва. Красиво, воздушно и пластично, но оставляет совершенно равнодушным. Цирковое представление в духе Varekai, а не театр. И был еще момент с ненавязчивым российским триколором на заднике на словах "Вперед, за государем!", и эта-то отсылочка окончательно убила весь сказочно-эльфийский дух "Сна". Терпеть не могу такие намеки.

фото

"Макбет" понравился больше. Вообще, идея постановки очень классная: военная антиутопия в стилистике "Матрицы" и "Чужого" с дронами, он-лайн съемкой акторов на сцене и видеорядом на заднике. Когда вы такое видели в театре? Все, начиная с занавеса цвета нефти, декораций, света, костюмов, грима, на сцене очень, просто безумно красиво. Внешне - невероятно стильно и с большим вкусом, любоваться не налюбоваться. Но сама постановка сумбурна и затянута (да, так можно), со множеством очень длинных массовых и сольных сцен, зачем-то приляпанным стрип-танцем трех Ведьм и не совсем правильно расставленными акцентами. То есть, на мой взгляд, там, где можно было дать психологизма, сделать паузу, приостановиться, все несутся вскачь. За эффектностью гонятся, что ли.

Нет, многие сцены поставлены просто здоровски! Чего стоит, например, сюсюкающий с младенцем Флиенсом на руках Макбет, этому младенцу рассказывающий, как он собирается убить его отца. Или совершенно прекрасный, подвижный как ртуть и с горящими глазами такого же цвета Игорь Хрипунов, в роли Леди Макбет наэлектризованный до предела и приводящий Макбета в чувство, почти готовый его ударить. Пир в королевском замке, в тяжелом красном цвете и в ритме рейва, завораживает на раз. Выступление Бирнама на Дунсинан, неотвратимое и слаженное - тоже.

И играют почти все так, как я люблю. Алексей Кравченко очень хорош, Игорь Хрипунов - выше всяких похвал, он просто до небес взлетел в моем списке любимых мхатовских актеров. Денис Бургазлиев в том же амплуа, что и в "Бунтарях", но его негромкий ровный голос и спокойное лицо здесь уместны. Роман Волобуев тоже почти прямиком из "19.14", ему этот образ идет, так что без вопросов.

Но психоделики слишком, на мой вкус. Много крика, еще больше агрессии, хотя тут как раз все обусловлено самой пьесой. И все равно чересчер громко, чересчур безумно, чересчур насыщенно. Мне показалось, что режиссеру Яну Кляте хотелось сказать сразу многое о многом, вывалить на зрителей гору мыслей, аллюзий и параллелей, но остановиться на чем-то одном он не смог, а "Макбет" оказался подходящим предлогом для иллюстрации его многочисленных соображений обо всем происходящем сейчас в мире.

Заявка на самом деле отличная. Спектакль бы причесать, сделать чуть более ровным, лаконичным, чуть сместить акценты со спецэффектов на актеров - и получится бомба, в прямом и переносном смысле. Очень бы этого хотелось, учитывая, что вчера был предпремьерный показ и к премьере есть время что-то изменить. Но где я, а где умные театральные люди.

Ладно, на режиссера-скандалиста сходила, галочу поставила, можно обратно на Малую с Новой сцены возвращаться. Они мне больше по душе.

фото

@темы: отзывы, театр